Понедельник, 29.04.2024, 02:22

Небо Луганска

Погода
Яндекс.Погода
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 37
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Технические статьи

Факторы риска. Аварии в парапланеризме
В случае аварии параплана не следует останавливаться лишь на одном примере, а стараться рассматривать этот случай в совокупности других и определять его место в классификации. При такой методике видны сходства и различия привходящих обстоятельств. 

В исследовании, принимались во внимание не только квалификация пилота, материал, из которого изготавливался параплан, но так же и момент когда произошла авария с парапланеристом. Исходя из этого было отмечено, что в большинстве этих случаев, каждый конкретный случай происходит по вине пилота:

- неполный инструктаж;

- невнимательное изучение метеообстановки;

- ошибки в технике пилотирования парапланом и т.д... Но каждый случай, как правило, имеет обстоятельства, не относящиеся к пилоту:

- тип параплана;

- метеорологические условия;

- рельеф местности, и т.д....

Основные составляющие компоненты полета на параплане:

1. Пилот.

- а) Количество полетов на параплане. Считается, что опыт пилота это функция от количества полетов, которые он выполнил на параплане. Тогда сразу делаем следующее определение: Самое большое количество аварий с травмами на парапланах приходится на первые 100 полетов ( 65,5 % травмированных). Нужно здесь отметить, что опрошенные пилоты выполнили в среднем 40 полетов на параплане для получения официальной лицензии.
2 аварии из 3-х произошли в школах сразу после получения парапланерной лицензии!

Зависимость количества травм от числа полетов на параплане.



0 - 100 полетов; 100-200; 200-300; 300-400; 400-500; более 500

Другой пик аварий парапланов с травматизмом приходится на пилотов имеющих от 200 до 300 полетов. Причиной тому, как правило, является уверенность пилота в том, что он может летать на параплане с большим риском после специального обучения. Обретя эту веру, пилот пробует обследовать более разнообразные условия на взлете, в полете и на приземлении параплана. Пытается летать на параплане в более жёстких метеоусловиях и других географических особенностях рельефа местности. Этот аргумент толкает пилота на пренебрежение осторожностью.

Несчастные случаи с опытными пилотами (более 500 полетов) связаны с поиском безопасных границ всех компонентов полета на параплане на очень высоком уровне.

- б) Пол: женщины подвержены авариям на парапланах с травматизмом так же как и мужчины (с соблюдением пропорции) и их ранения такие же по тяжести как и у пилотов сильного пола.

- в) Психическая и физическая конституция пилотов: падения при взлете и в процессе разбега с парапланом провоцируют много тяжёлых травм. Пилотами парапланов становятся не только люди, чья деятельность связана с пребыванием в горных условиях, но и горожане, которым далеко не привычно идти или бежать не видя своих ног. В самом деле, главное в процессе взлета - это контроль за парапланом, его положение над головой. Для тех, кто психически очень устойчив, для их интереса отметим, что большинство пилотов, попавших в аварию на параплане (92 %) оценивались как пилоты осторожные или очень осторожные!

Что происходит, когда, несмотря на привычную осторожность эти последователи Икара иногда идут на риск, очень часто безрассудный? Большую опасность парапланеризм представляет своей очевидной простотой и впечатлением безопасности. Из-за этого большинство пилотов, убеждённых в своей осторожности, бывают участниками тяжёлых и опасных аварий на парапланах. Здесь необходимо отметить, что стресс во время взлета, усталость, а также просто нежелание лететь на параплане также относятся к факторам, вызывающим аварию.

- г) Удостоверение пилота: удостоверение пилота, получено после трудного экзамена по теории и взыскательного экзамена по практике. Этот диплом летающего человека, не учреждает обязательной гарантии от аварий на параплане и травматизма. Необходимо отметить, что занятия парапланеризмом за рубежом (за рубежом Швейцарии, примеч. переводчика), имеют большое количество аварий на парапланах с тяжёлыми последствиями среди пилотов, не имеющих удостоверения.

2. Метео .

Метеорологическая ситуация, как и время года, а также время полета на параплане, имеют непосредственное отношение к факторам риска. Так, плохое изучение метеообстановки (приближение смерча, например) может иметь экстремально тяжёлые последствия даже с опытными пилотами. В Швейцарии, например, отмечено, что около 100 дней в году идеальны для полетов на параплане, 100 дней откровенно не благоприятных, остальная часть года сомнительна для выполнения полетов. Во время этого последнего периода растет число тяжёлых аварий на парапланах. Зима - сезон очень благоприятный для парапланеризма своей высокой безопасностью: воздух холодный, очень тяжёлый, наименее турбулентный, кроме того, сам снег хорошо смягчает падения на параплане и предлагает площадки простые и ровные.

Метеоситуация, гарантирующая возможность полета на параплане, это без сомнения, и прежде всего, прохождение антициклона или "барометрического болота". Фен, наоборот, провоцировал и будет провоцировать много авиационных аварий.

М. G. J. 30 лет, опытный пилот, лицензия имеется.

События, предшествующие аварии: полет на параплане в неблагоприятных метеоусловиях (ветер сильный, порывистый) сразу после приземления, в результате ошибочного маневра пилота тащит по земле, парапланом возможности управлять нет, ударяет с силой о скалу и останавливает.

Факторы риска: приближение смерчей, предостережения метео не были услышаны, полет на параплане в высокогорье, отсутствие связи.

Диагноз: открытый перелом с вывихом правого локтевого сустава, перелом тазовых костей, вывих правого бедра, контузия селезёнки и правой почки, выбиты зубы.

Анализ: неправильный маневр на параплане послужил первоисточником этой аварии. В то же время, если бы метеообстановка была менее жёсткой, то эта ошибка в маневрировании парапланом имела бы меньшие последствия.

Распределение аварийности на парапланах в зависимости от месяца года



На графике видно, что аварии парапланеристов имеют пик в летние месяцы (каникулы), в то время как сезон, имеющий наибольшую опасность - это весна. В этот же период увеличивается серьёзность травм и аварий на парапланах.

3. Материалы:

Очень мало аварий происходит по причине ослабления материалов параплана. В настоящее время на парапланах применяются качественные материалы, но уровень подготовки пилотов очень вызывает сомнения. Источником постоянной опасности являются те пилоты, которые при выборе парапланов остаются, при этом, глухими к требованиям соответствия веса и уровня подготовки выбираемому параплану. Удлинение параплана, так же как и удельная нагрузка являются факторами возрастающего риска: в последнем случае говорят об "особенностях" тех пилотов, которые недовольны имеющимся парапланом высокого аэродинамического качества и покупают парапланы, предназначенные для большей удельной нагрузки несмотря на предостережения конструкторов, оставаясь к ним глухими и слепыми.

Заключение.

Находясь долго в воздухе при увеличении турбулентности, складывания параплана становятся довольно частыми, а предугадать их бывает часто невозможно. В этих обстоятельствах малая удельная нагрузка на параплан может оказаться настолько неблагоприятной, что после коллапса параплан медленно обретает нормальную форму с большой потерей высоты. На малой высоте, в этом случае, благоприятный исход редок.

M. G. P. 52 года, опытный пилот, лицензия имеется.

Предшествующие обстоятельства: в процессе приземления, коллапс (попадание параплана в ротор), затем срыв параплана с последующим падением на землю с высоты около 10м.

Факторы риска: параплан подобран без учёта основных параметров выбора, приближение смерча, метеопредупреждение не было услышано, полет на параплане в одиночку.

Диагноз: перелом позвоночника с ущемлением спинного мозга, тем не менее без паралича, перелом руки и перелом грудины.

Анализ: причина аварии: попадание параплана в смерч, который сложил параплан, что повлекло срыв крыла. Приближение завихрений очень сильно увеличивает вероятность появления смерчей у земли. Более того, если бы параплан был выбран нормально и соответствовал заданной удельной нагрузке, то была бы большая вероятность, что коллапса не произошло.

Квалифицированный пилот имеет параплан с повышенной надёжностью, не получает жёстких ударов, имеет меньше травм.

Техническое состояние совершенно нового параплана.

Оно не имеет абсолютно никакого влияния на частоту аварийности. Можно сказать, что износ параплана может послужить началом аварии. Повышенный износ наступает вследствие небрежной эксплуатации параплана: ветви, снег, град, песок, лыжные борозды являются врагами параплана и строп. Естественный износ убыстряется вследствие использования в конструкции параплана материалов плохого качества. Также после многочисленных применений происходит вытяжка строп параплана, из-за чего нарушается регулировка крыла (меняется угол атаки). Суммарный износ параплана можно легко определить, отправив параплан изготовителю для контроля, раз в год за умеренную плату. Пилоты привыкают к постепенным изменениям, параплан всегда готов к полету, а это таит в себе опасность.

При облучении ультрафиолетовыми лучами ткани парапланов ослабляются, что также способствует уменьшению безопасности, но не до провокации аварии, а чувствительность параплана меняется в худшую сторону.

Регулировка параплана пилотом:

Эта возможность имеется, скажем, для улучшения спортивных характеристик параплана, но, как правило, эти изменения идут в ущерб безопасности.

Подвесные системы:

Современный рынок предлагает подвесные системы, ориентированные прежде всего на комфорт. Некоторые пилоты ещё используют при высоких и длительных полетах на парапланах учебные подвесные системы.

Различные современные подвесные системы не похожи больше на пилотажные, которые были не совсем безопасными и всё же

конструкторы напоминают, что подвесную систему необходимо подбирать под каждый параплан. Обращаем внимание пилотов, продолжающих использовать на параплане учебные подвески на опасность "синдрома подвески": Многие аварии на парапланах отмечены за границей у пилотов, продолжающих думать, что потеря сознания в полете может быть из-за сдавливания ножными обхватами, вызывающее нарушение циркуляции крови. Эта ситуация возможна и в современных подвесках, например, при продолжительных полетах, или при полетах на параплане с лыжами. Мы советуем пилотам, носящим тесные ботинки поменять подвеску или ставить ноги на подножку.

Наконец, последняя вещь нуждающаяся в обязательном напоминании, обратите внимание на большое количество аварий парапланов с травмами позвоночного столба. Во время приземления параплана, происходящего в экстремальных условиях, многие пилоты (и мы подтверждаем это) остаются в положении "сидя", не переходя в положение "стоя" утверждая, что это их привычка на приземлении. Но, как показывает статистика, приземление происходит на ягодицы. Другие пилоты, особенно во время срыва параплана, часто не успевают приземлиться на ноги и весь удар при приземлении приходится на позвоночный столб.

В случаях сложного приземления на параплане пилоты забывают принять позицию полусогнутых ног, а это именно то, что гарантирует наилучшую амортизацию и значительно уменьшает тяжесть травм, в особенности позвоночника.

Итак, не забывайте принимать специальное положение перед приземлением параплана: корпус вертикально с полусогнутыми, напряжёнными ногами, особенно в случаях сложного приземления.

В настоящее время на рынке подвесных систем появились системы с компенсаторами и амортизаторами, гасящими сильные удары. Качество комфорта вашей подвески также является свидетельством роста безопасности.

1) Параплан: отвечает вашим потребностям и возможностям экспериментировать.

2) Каска: интегральная (лучше с защитой вашей челюсти), или с поддувом.

3) Очки: лучше носить контактные линзы. Солнечные очки должны быть снабжены шнуром, чтобы не потерять, и способом крепления, чтобы можно было легко снять при резкой смене освещённости (взлет при солнечном освещении и посадка параплана в тени долины).

4) Перчатки: для всех полетов на параплане, всегда (даже летом) одна пара плотных перчаток позволит избежать неприятных мелких травм (царапины, ссадины и т. д. ), для зимы предпочтение из овечьего меха.

5) Куртка и брюки: непроницаемые для ветра, жары и, если ВОЗМОЖНО, ОТ СЫРОСТИ.

6) Обувь: высокая с профилированной подошвой, защитная (герметичная).



7) Подвесная система: прямая в полете, с компенсаторами, комфортная, если возможно, то с защитой спины и спасательным парашютом (запаской) в комплекте.

8) Радиопередатчик: проверенный на приём и передачу перед полетом на параплане, батареи заряжены. Вместе с тем, вы можете выбрать то, что вам больше подходит.

Площадка:

Площадка для взлета параплана остаётся самым главным компонентом. В самом деле, на площадке типа альпийский луг, без препятствий, с крутым склоном, где можно позволить себе поиграть с ветром, если параплан сложен на подъёме. И наоборот, если этого нет, то все факторы безопасности должны быть в наличии (3 других условия).

Не покупайте необдуманно. В каждом виде полета должна быть соответствующая экипировка...
Категория: Технические статьи | Добавил: Martis (03.03.2012)
Просмотров: 6836 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: